2004 год

Дабстеп еще очень близок к дабу в плане перенятия его традиций в тестировании вкусов аудитории. В годы коммерческого расцвета растафарианского регги и отделения от него даба, диджеи, перед официальным выпуском пластинок, получали так называемые дабплейты — мягкие на ощупь и дешевые в производстве семидюймовые ацетатные диски, которые после нескольких проигрышей, в силу своего состава, изнашивались. Диски потом сдавались в утиль и переплавлялись, а диджей и заведующий музиздатом знали, что выпускать уже на хорошем поливинилхлориде. В электронной музыке, конечно, культура тестовых дисков развита повсеместно — особенно в драм-н-бейсе и спид гэридже — но дабстеп музыканты, чтя корни, особенно акцентируют внимание на использование в своих сетах дабплейтов. Например, Хатча записывал на ацетат треки своих учеников, что зависали в его магазине. Во время же цифровых релизов термин dubplate (дублирование — dubbing, создание и запись второй копии трека на пластинку — plate) стал менее технологичным, но суть свою сохранил: чаще всего это незаконченный или невыпущенный пока трек. Здесь даббинг в том, что представленная публике запись — копия оригинала, а сам оригинал хранится на жестком диске у его автора. Конечно, ямайское наследние для двух, ничем от не отличающихся файлов, натянутое и поэтому для лучшей ценности первоначальной версии копии заметно пережимают. Получается отдаленный ацетат :-)

Джон Пил — первый популяризатор дабстепа

В 2003 году дабстепом начинает интересоваться официальное радиовещание. Джон Пил — авторитетный радио-ведущий, новатор, журналист и легенда — первым начинает заводить в эфире радиостанции BBC Radio 1 дабстеп. Когда-то он открывал путь панк-движению и эмбиент-творцам, а теперь проводит телефонное голосование, в результате которого в его список из 50 главных музыкальных событий года поджанр занимает 29 место. В эфире главной радиовещательной корпорации страны звучат Digital Mystikz, Mark One, Distance, Plastician и вещицы с лейбла Hotflush. До этого на ультракоротких волнах дабстеп можно было услышать только на пиратской Rinse FM; теперь же дело двигалось к легализации и выходу поджанра из подполья. Джон Пил будет заводить дабстеп вплоть до своего ухода, до 2004 года.

15 октября 2003 года дабстеп выходит за пределы вечеров Forward. Крис Рид (Plastician) совместно с Дэвидом Карлислом проводят вечер Filthy Dub в кройдонском клубе One92One. Мероприятие станет билетом наверх многим дабстеп-деятелям — опыт ведь необходимо нарабатывать. Скрим, Бенга, Лоэфа, Эн Тайп, Уэлш, Шеф, Сайрус и многие другие впервые за вертушками перед посетителями.

В 2004-м Tempa выпускает первую именную жанровую компиляцию — Dubstep allstars, volume 1. До этого были, конечно, сборники, но с неизданным материалом, вроде Tempa allstars, собранным его держателями. Теперь — ежегодные миксы, записанные с одним из игроков сцены. И хотя треки теперь не первой свежести, но зато — сливки с разных музиздатов. К тому же, это первая попытка подвести музыкальный итог. Первым собирателем лучшего выступил несомненный ветеран, преподаватель и диджей Hatcha. Таким образом, термин dubstep все больше закрепляется в сознании слушателей и участников тусовки.

 

Ритм дабстепа обладает смещенным центром тяжести, он постоянно раскачивается, все время балансирует. Подобное отклонение от классического прямолинейного ритм-узора известно как свинг(качание) и применялось еще задолго до дабстеповых времен. Способ получения баса не изменился — все те же два осциллятора, подкрученные до нужной кондиции.

Arthur Smith

Один из создателей лейбла Big Apple Records — Артур Смит — однажды поделился в интервью, в какой момент произошел разрыв с тустеп- и дарк гэридж традициями и начался дабстеп. То есть когда именно наступил катарсис и началась история. «Будущий участник Horsepower Productions, Бенни Илл, часто заглядывал в „Биг эппл“. И однажды он попробовал записать гэридж трек, но вставил стук малого барабана не туда, на третью долю. В результате получился такой… дабовый трек — Бенни очень любил даб регги. Нам же эта запись показалась очень странной. Правда, Хатче понравилось ее звучание — он называл ее дабстепом. Это все Бенни начал, без разговоров. Мы-то просто писали свои гэридж треки, а он пришел однажды к нам в магазин с этой записью, где были расставлены неправильно ударные. Хатча, кстати, потом начал заводить эту вещь в радиоэфире. Эта была очень дабовая вещь, не тустеп».

Бенни Илл — возможный
зачинщик дабстепа

Зед Байас утверждает, что первые записи еще неназванного дабстепа назывались дабками — это был затемненный тустеп, очищенный от вокальных партий. Слово тустеп, как и гэридж, по заявлению Байаса, уже в тусовке не произносили. Музыка специально готовилась и нарезалась на 10-дюймовыеацетаты к вечерам Forward. Все это было еще до прихода на сцену молодых музыкантов: Скрима, Бенги, Малы и даже Коуднайна — они тогда были только наблюдателями за процессом. Впитав в себя дух и атмосферу, разгоряченные, они создали то звучание, которое впоследствии стало узнаваться как дабстеповое.

 

К середине нулевых дабстеп сцена обрастает сетью небольших лейблов, исследующих и издающих дабстеп разных окрасов: Ammunition Promotions запускают Vehicle, Road и Texture. Hyperdub из сетевого журнала об электронной музыке с даб-корнями обращается в одноименный лейбл, его запускает Kode9. Начинает свою работу звукиздат Tectonic с явной заточкой под логотип «Техникса». И мириада других лейблов: Boka Records, Keysound Recordings, Southside Dubstars, Storming Productions и его дочка Dub Police; Subtext, Skull Disco, Hotflush Recordings. Большинство из них объединяются под зонтиком dubplates.net, где продают пластинки как вышеуказанных компаний, так и совсем не обретших свой дом записей — настоящих дабплейтов. Дабстеп выходит в интернет. С его помощью ищут и находят новых исполнителей, пишущих в стол. Поддерживают новые веяния в музыке и опытные музиздаты: лейбл небезызвестного экспериментатора Апекс Твина Rephlex и прибежище ай-ди-эм-музыкантов Planet Mu.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ещё один сайт на WordPress